Press "Enter" to skip to content

Запас хода электромобиля. Что такое оценочные ездовые циклы NEDC, JS08, EPA и WLTP

Одной из важнейших характеристик электромобиля можно считать — запас хода. На этот показатель часто обращают внимание в первую очередь, ведь он позволяет понять сколько километров можно проехать на автомобиле с полностью заряженной аккумуляторной батареей. Однако заглянув в описание модели можно увидеть принципиально разные цифры с припиской, что измерения произведены по тому или иному измерительному циклу. На данный момент существует 4 популярных ездовых цикла: японский (JS08), американский (EPA), европейский (NEDC) и всемирный (WLTP), которые позволяют оценить запас хода электрокара. Это немного озадачивает непосвященных автолюбителей и заставляет искать различия, о них и пойдет речь.

Стоит отметить, что первые ездовые циклы были разработаны задолго до появления серийных электромобилей и создавались для обычных авто с двигателями внутреннего сгорания. Они лишь со временем начали использоваться для измерения запаса хода у электромобилей.

Разница между самым щадящим, японским измерительным циклом и достаточно жестким американским может доходить до 25%. Европейский ездовой цикл выдает средние показатели между JS08 и EPA. Заменить все три стандарта призван всемирный измерительный цикл, однако с его внедрением есть трудности, о которых речь пойдет ниже. Что касается наших реалий (Украина, Россия, Беларусь), на данный момент следует ориентироваться на измерения EPA и WLTP. Возможно со временем более продуманные и реалистичные измерения по WLTP станут единым стандартом, но пока американский цикл продолжает использоваться и лучше других подходит для наших стран. Тем не менее, это не значит, что в наших широтах нельзя добиться запаса хода указанного для европейского или японского цикла. Чтобы понять рассмотрим подробнее каждый из оценочных ездовых циклов подробнее.

Japan Cycle ’08 (JS08) измерительный ездовой цикл

JS08 в 2007 году пришел на смену такому измерительному стандарту как JP1015. Однако какое-то время они существовали параллельно. В 2011 году JS08 окончательно становится единственным для Японии. Характерно, что для измерения запаса хода по данному циклу дают наибольший результат, на 40-50 км больше чем американский измерительный цикл, и вот почему. Данные измерения направлены больше на езду по городу. Простаивание на светофорах и относительно невысокая дистанционная скорость позволяют сэкономить заряд. По регламенту этого измерительного цикла автомобиль до 30% времени испытания может простаивать, а это 6 минут из 20-ти! Отсюда и цифры запаса хода сильно превышающие европейские и особенно американские измерения.

Измерение расхода энергии проводится для нескольких случаев: «холодном старте» и «горячем старте». Стоит отметить, что японский стандарт предусматривает максимальное ускорение в 1,53 м/c², а это наибольшее максимальное ускорение в сравнении с остальными стандартами, исключая WLTP. В итоге, нельзя сказать, что данный цикл совсем не объективен, он хорош для оценки запаса хода по городу, но вот особенности езды по скоростным трассам он практически не учитывает.

С остальными, характерными для JS08 можно ознакомиться в таблице ниже.

Таблица измерения расхода энергии JS08

Продолжительность цикла, с Доля времени остановок, % Максимальная скорость, км/ч Средняя скорость*, км/ч Максимальное ускорение, м/c²
1204 29,7 81,6 34,7 1,53
* Без учета остановок

График движения по циклу JS08

График движения по циклу JC08

New European Driving Cycle (NEDC) европейский цикл оценки запаса хода

Измерительный цикл NEDC используется для определения запаса хода с 2000-го года. Четыре участка по 195 секунд объединены в один блок Urban Driving Cycle, призванный симулировать езду по городу. Средняя скорость на одном таком участке составляет 18,7 км/ч.

Езду по загородной трассе включает в себя блок под названием Extra Urban Driving Cycle, измерения в данном блоке длятся 400 секунд. Автомобиль достигает максимальной скорости в 120 км/ч, а средняя скорость составляет ≈ 63 км/ч.

Данный измерительный цикл характеризуется достаточно медленными разгонами. 26 секунд дается на разгон от 0 до 50 км/ч и 41 секунду можно набирать скорость от 0 до 70 км/ч. Стоит отметить, что измерения NEDC не слишком объективны. Для измерений запаса хода по данному циклу приходится отказываться от обогрева салона и сидений, проигрыватель не включать и дворниками с фарами не пользоваться. В наших реалиях получить цифры запаса хода по NEDC крайне сложно.

График движения по циклу NEDC

Продолжительность цикла, с Доля времени остановок, % Максимальная скорость, км/ч Средняя скорость*, км/ч Максимальное ускорение, м/c²
1180 24,8 120 44,7 0,83
* Без учета остановок

График движения по циклу NEDC

График движения по NEDS

Federal Test Procedure 75 (ЕPA FTP-75) измерительный цикл от Environmental Protection Agency

Прежде чем описывать особенности этого измерительного цикла, следует, для начала с его названием. Официально американский измерительный цикл имеет аббревиатуру FTP-75, что расшифровывается как Federal Test Procedure. Цифры обозначают год создания данного стандарта. Однако в широких кругах прижилось другое название — EPA. Хотя на самом деле эта аббревиатура просто название агенства которое разрабатывало данный измерительный цикл — Environmental Protection Agency. Поэтому стоит помнить, что FTP-75 и EPA просто два разных названия для одного протокола измерений.

Что касается технических особенностей американского цикла, стоит отметить наиболее приближенные к реальной жизни условия измерений. Достаточно высокая средняя скорость, динамичные ускорения и общее время измерений дают достаточно объективную картину. Также предусмотрены несколько дополнительных циклов, которые призваны отразить реальную картину при измерении запаса хода:

  • US06 создан для симуляции энергичной езды по городу. Большое количество остановок, с последующим достаточно резким набором скорости характерны для данного цикла.
  • SC03 данный цикл подразумевает езду с включенным кондиционером. Что безусловно сказывается на заряде аккумуляторов и, соответственно, на запасе хода.

Именно благодаря всему вышеперечисленному, FTP-75  традиционно дает наименьшие цифры запаса хода для электромобиля. Однако они и наиболее близки к истине.

График движения по циклу FTP-75

Продолжительность цикла, с Доля времени остановок, % Максимальная скорость, км/ч Средняя скорость*, км/ч Максимальное ускорение, м/c²
1876 19,6 91,3 42,4 1,48
* Без учета остановок

График движения по циклу FTP-75

Worldwide harmonized light vehicles test procedures (WLTP) комплекс измерительных процедур для авто

Разработка данного цикла началась еще в 2007 году, он должен был учесть особенности и недостатки уже существующих циклов. Также данный цикл призван не упустить множество нюансов, которые могут влиять на измерения, включая плотность трафика в самых разных уголках мира. Если уточнять, то WLPT — это не один измерительный цикл, а целый комплекс циклов для трех классов автомобилей весом до 3,5 тонн.

Классы Мощность, Вт/кг Максимальное ускорение, м/c²
1 класс (маломощные) до 22 0,76
2 класс от 22 до 34 0,96
3 класс более 34 1,58

В странах бывшего СНГ подавляющее большинство электромобилей именно 3-го класса, поэтому именно об авто этого класса и пойдет речь. Кроме того что WLPT упорядочивает и разбивает на классы авто, в зависимости от мощности и веса, он накладывает достаточно много ограничений, которые должны быть соблюдены в процессе измерений запаса хода. Вот некоторые из них:

  • Измерения должны проводиться в комплектации, обеспечивающей наибольшее сопротивление движению.
  • спойлеры, антикрылья, жалюзи радиаторов должны быть настроены под обычную, ежедневную езду.
  • остаточная глубина канавок протектора должна составлять не менее 80% глубины протектора новой шины
  • экорежимы для машин с автоматическими трансмиссиями, во время измерений, допустимо включать только если данный режим может использоваться в как основной.

Также особенностью данного цикла является то, что нет ни одного участка, где автомобиль движется с постоянной скоростью. В сравнении с остальными тремя измерительными циклами WLPT имеет наименьшее время остановок и самую высокую среднюю скорость — 53,8 км/ч.

И хотя уже многое учтено, но есть достаточно большие проблемы и вопросы по внедрению этого цикла. Ведь есть страны, в которых на законодательном уровне существует ограничение по скорости. Что делает невозможным измерения в 4-й фазе (Обозначена фиолетовым пунктиром на графике ниже) на скорости более 130 км/ч. Таким образом, измерения запаса хода, для электромобилей из стран без скоростного лимита, нельзя будет на прямую сравнивать с авто, произведенными в странах с ограничениями. Об объективности, в таком случае, можно будет говорить достаточно условно.

График движения по циклу WLTP

Продолжительность цикла, с Доля времени остановок, % Максимальная скорость, км/ч Средняя скорость*, км/ч Максимальное ускорение, м/c²
1800 13,4 131,3 53,8 1,58
* Без учета остановок

График движения по циклу WLTP

график движения WLTP

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *