Одной из важнейших характеристик электромобиля можно считать — запас хода. На этот показатель часто обращают внимание в первую очередь, ведь он позволяет понять сколько километров можно проехать на автомобиле с полностью заряженной аккумуляторной батареей. Однако заглянув в описание модели можно увидеть принципиально разные цифры с припиской, что измерения произведены по тому или иному измерительному циклу. На данный момент существует 4 популярных ездовых цикла: японский (JS08), американский (EPA), европейский (NEDC) и всемирный (WLTP), которые позволяют оценить запас хода электрокара. Это немного озадачивает непосвященных автолюбителей и заставляет искать различия, о них и пойдет речь.
Стоит отметить, что первые ездовые циклы были разработаны задолго до появления серийных электромобилей и создавались для обычных авто с двигателями внутреннего сгорания. Они лишь со временем начали использоваться для измерения запаса хода у электромобилей.
Разница между самым щадящим, японским измерительным циклом и достаточно жестким американским может доходить до 25%. Европейский ездовой цикл выдает средние показатели между JS08 и EPA. Заменить все три стандарта призван всемирный измерительный цикл, однако с его внедрением есть трудности, о которых речь пойдет ниже. Что касается наших реалий (Украина, Россия, Беларусь), на данный момент следует ориентироваться на измерения EPA и WLTP. Возможно со временем более продуманные и реалистичные измерения по WLTP станут единым стандартом, но пока американский цикл продолжает использоваться и лучше других подходит для наших стран. Тем не менее, это не значит, что в наших широтах нельзя добиться запаса хода указанного для европейского или японского цикла. Чтобы понять рассмотрим подробнее каждый из оценочных ездовых циклов подробнее.
Japan Cycle ’08 (JS08) измерительный ездовой цикл
JS08 в 2007 году пришел на смену такому измерительному стандарту как JP1015. Однако какое-то время они существовали параллельно. В 2011 году JS08 окончательно становится единственным для Японии. Характерно, что для измерения запаса хода по данному циклу дают наибольший результат, на 40-50 км больше чем американский измерительный цикл, и вот почему. Данные измерения направлены больше на езду по городу. Простаивание на светофорах и относительно невысокая дистанционная скорость позволяют сэкономить заряд. По регламенту этого измерительного цикла автомобиль до 30% времени испытания может простаивать, а это 6 минут из 20-ти! Отсюда и цифры запаса хода сильно превышающие европейские и особенно американские измерения.
Измерение расхода энергии проводится для нескольких случаев: «холодном старте» и «горячем старте». Стоит отметить, что японский стандарт предусматривает максимальное ускорение в 1,53 м/c², а это наибольшее максимальное ускорение в сравнении с остальными стандартами, исключая WLTP. В итоге, нельзя сказать, что данный цикл совсем не объективен, он хорош для оценки запаса хода по городу, но вот особенности езды по скоростным трассам он практически не учитывает.
С остальными, характерными для JS08 можно ознакомиться в таблице ниже.
Таблица измерения расхода энергии JS08
Продолжительность цикла, с | Доля времени остановок, % | Максимальная скорость, км/ч | Средняя скорость*, км/ч | Максимальное ускорение, м/c² | |
1204 | 29,7 | 81,6 | 34,7 | 1,53 | |
* Без учета остановок |
График движения по циклу JS08
New European Driving Cycle (NEDC) европейский цикл оценки запаса хода
Измерительный цикл NEDC используется для определения запаса хода с 2000-го года. Четыре участка по 195 секунд объединены в один блок Urban Driving Cycle, призванный симулировать езду по городу. Средняя скорость на одном таком участке составляет 18,7 км/ч.
Езду по загородной трассе включает в себя блок под названием Extra Urban Driving Cycle, измерения в данном блоке длятся 400 секунд. Автомобиль достигает максимальной скорости в 120 км/ч, а средняя скорость составляет ≈ 63 км/ч.
Данный измерительный цикл характеризуется достаточно медленными разгонами. 26 секунд дается на разгон от 0 до 50 км/ч и 41 секунду можно набирать скорость от 0 до 70 км/ч. Стоит отметить, что измерения NEDC не слишком объективны. Для измерений запаса хода по данному циклу приходится отказываться от обогрева салона и сидений, проигрыватель не включать и дворниками с фарами не пользоваться. В наших реалиях получить цифры запаса хода по NEDC крайне сложно.
График движения по циклу NEDC
Продолжительность цикла, с | Доля времени остановок, % | Максимальная скорость, км/ч | Средняя скорость*, км/ч | Максимальное ускорение, м/c² | |
1180 | 24,8 | 120 | 44,7 | 0,83 | |
* Без учета остановок |
График движения по циклу NEDC
Federal Test Procedure 75 (ЕPA FTP-75) измерительный цикл от Environmental Protection Agency
Прежде чем описывать особенности этого измерительного цикла, следует, для начала с его названием. Официально американский измерительный цикл имеет аббревиатуру FTP-75, что расшифровывается как Federal Test Procedure. Цифры обозначают год создания данного стандарта. Однако в широких кругах прижилось другое название — EPA. Хотя на самом деле эта аббревиатура просто название агенства которое разрабатывало данный измерительный цикл — Environmental Protection Agency. Поэтому стоит помнить, что FTP-75 и EPA просто два разных названия для одного протокола измерений.
Что касается технических особенностей американского цикла, стоит отметить наиболее приближенные к реальной жизни условия измерений. Достаточно высокая средняя скорость, динамичные ускорения и общее время измерений дают достаточно объективную картину. Также предусмотрены несколько дополнительных циклов, которые призваны отразить реальную картину при измерении запаса хода:
- US06 создан для симуляции энергичной езды по городу. Большое количество остановок, с последующим достаточно резким набором скорости характерны для данного цикла.
- SC03 данный цикл подразумевает езду с включенным кондиционером. Что безусловно сказывается на заряде аккумуляторов и, соответственно, на запасе хода.
Именно благодаря всему вышеперечисленному, FTP-75 традиционно дает наименьшие цифры запаса хода для электромобиля. Однако они и наиболее близки к истине.
График движения по циклу FTP-75
Продолжительность цикла, с | Доля времени остановок, % | Максимальная скорость, км/ч | Средняя скорость*, км/ч | Максимальное ускорение, м/c² | |
1876 | 19,6 | 91,3 | 42,4 | 1,48 | |
* Без учета остановок |
График движения по циклу FTP-75
Worldwide harmonized light vehicles test procedures (WLTP) комплекс измерительных процедур для авто
Разработка данного цикла началась еще в 2007 году, он должен был учесть особенности и недостатки уже существующих циклов. Также данный цикл призван не упустить множество нюансов, которые могут влиять на измерения, включая плотность трафика в самых разных уголках мира. Если уточнять, то WLPT — это не один измерительный цикл, а целый комплекс циклов для трех классов автомобилей весом до 3,5 тонн.
Классы | Мощность, Вт/кг | Максимальное ускорение, м/c² |
1 класс (маломощные) | до 22 | 0,76 |
2 класс | от 22 до 34 | 0,96 |
3 класс | более 34 | 1,58 |
В странах бывшего СНГ подавляющее большинство электромобилей именно 3-го класса, поэтому именно об авто этого класса и пойдет речь. Кроме того что WLPT упорядочивает и разбивает на классы авто, в зависимости от мощности и веса, он накладывает достаточно много ограничений, которые должны быть соблюдены в процессе измерений запаса хода. Вот некоторые из них:
- Измерения должны проводиться в комплектации, обеспечивающей наибольшее сопротивление движению.
- спойлеры, антикрылья, жалюзи радиаторов должны быть настроены под обычную, ежедневную езду.
- остаточная глубина канавок протектора должна составлять не менее 80% глубины протектора новой шины
- экорежимы для машин с автоматическими трансмиссиями, во время измерений, допустимо включать только если данный режим может использоваться в как основной.
Также особенностью данного цикла является то, что нет ни одного участка, где автомобиль движется с постоянной скоростью. В сравнении с остальными тремя измерительными циклами WLPT имеет наименьшее время остановок и самую высокую среднюю скорость — 53,8 км/ч.
И хотя уже многое учтено, но есть достаточно большие проблемы и вопросы по внедрению этого цикла. Ведь есть страны, в которых на законодательном уровне существует ограничение по скорости. Что делает невозможным измерения в 4-й фазе (Обозначена фиолетовым пунктиром на графике ниже) на скорости более 130 км/ч. Таким образом, измерения запаса хода, для электромобилей из стран без скоростного лимита, нельзя будет на прямую сравнивать с авто, произведенными в странах с ограничениями. Об объективности, в таком случае, можно будет говорить достаточно условно.
График движения по циклу WLTP
Продолжительность цикла, с | Доля времени остановок, % | Максимальная скорость, км/ч | Средняя скорость*, км/ч | Максимальное ускорение, м/c² | |
1800 | 13,4 | 131,3 | 53,8 | 1,58 | |
* Без учета остановок |
Оставьте комментарий