Глубокие изменения в технологических возможностях и ожиданиях потребителей побуждают ведущих экспертов в области автомобильного интерьера и взаимодействия с пользователем переосмыслить салон автомобиля завтрашнего дня. Значительные улучшения в обработке данных, пропускной способности сети, беспроводной связи, оцифровке, размере и разрешении дисплея, а также мультисенсорной осведомленности об окружающей среде внутри и вокруг автомобиля приводят к новой концепции функций внутри автомобиля. В будущем салон автомобиля, вероятно, станет одновременно «кабиной пилотов», рабочим местом, узлом связи и развлекательным центром одновременно.
В автомобиле будущего пользователь будет постоянно взаимодействовать с автомобильными технологиями для управления автомобилем, комфорта, навигации, общения и развлечений. Чтобы упростить и улучшить интерфейс для управления этими функциями, дизайнеры экспериментируют с инновациями, которые включают в себя большой сенсорный дисплей, доминирующий на приборной панели, в том числе концепцию «от стойки к стойке», в которой поверхности дисплея простираются по всей ширине кабины. Повсюду в моде гладкие поверхности, на которых нет механических ручек, кнопок или переключателей, нарушающих плавные линии стекла, пластика и дерева (рисунок ниже).

Дизайнеры автомобилей отдают предпочтение этому элегантному стилю дизайна отчасти потому, что он приводит к более обтекаемому интерьеру. Отсутствие механических приводов подходит OEM-производителям автомобилей, поскольку сокращает количество собираемых деталей, что снижает затраты на сборку и материалы, сокращает необходимость в складских запасах и снижает подверженность сбоям, таким как механический износ с течением времени.
Однако этот новый, лишенный особенностей и увеличенный пользовательский интерфейс представляет две новые проблемы, которые необходимо решить автомобильному дизайнеру:
- Позволить водителю влиять на функции управления с помощью сенсорного дисплея, не отрывая глаз от дороги.
- Сделать пользовательский интерфейс интуитивно понятным и увлекательным, когда главный вектор сенсорного взаимодействия с элементами управления салона находится между пальцем и плоской стеклянной пластиной.
Это проблемы, которые решает новая твердотельная технология для сенсорных экранов. Нововведение позволяет уменьшить количество визуальных подсказок и делает взаимодействие с плоским безжизненным сенсорным экраном богатым тактильным опытом.
Как удалить кнопки, включить возможность программирования и сохранить при этом безопасность вождения?
Основная ответственность водителя — безопасность, а это означает, что периоды, когда его глаза не смотрят на дорогу, должны быть короткими и нечастыми. Исследование 2015 года показало, что, когда водитель отвлекается от дороги более чем на две секунды, риск аварии увеличивается от четырех до 24 раз. Недавно немецкий суд отстранил водителя Tesla после того, как он наехал на деревья, пытаясь отрегулировать скорость работы стеклоочистителя с помощью сенсорного экрана.
Использование традиционных механических кнопок и переключателей помогло снизить этот риск, предоставив водителю в основном тактильные, а не визуальные формы указаний и обратной связи.

Однако в конструкциях салона, использующей концепции больших, множественных или изогнутых компонентов, больше, если не все элементы управления пользователя реализованы в виде виртуальных циферблатов или переключателей, отображаемых на сенсорном экране. Современные сенсорные дисплеи требуют в первую очередь визуальной, а не тактильной навигации, заставляя глаза водителя оторваться от дороги и, таким образом, ставя под угрозу безопасность вождения.
Когда пользователю предоставляется тактильный ввод, он проявляется в форме вибротактильного осязания, обычно обеспечивая подтверждение того, что, например, нажатие кнопки было зарегистрировано системой. Для тактильных ощущений на основе вибрации было бы очень сложно позволить пальцу пользователя перемещаться по поверхности или сортировать меню, нащупывая кончик пальца.
Как показывает практика, механические кнопки и переключатели, пользовательские элементы управления и навигация по меню в автомобиле лучше всего работают с ощущением, поддерживаемым звуковой обратной связью, а не с помощью зрения. Лучшим принципом управления функциями на автомобильном сенсорном экране является не «смотреть, нажимать и поднимать», а «чувствовать, удерживать и свайпать / поворачивать».
Тем не менее, как может безликая стеклянная поверхность дисплея обеспечить необходимый диапазон тактильных ощущений, соответствующих сенсорным и аудиосистемам? Кроме того, как можно настроить эту поверхность в соответствии с требованиями любого типа пользовательского ввода, чтобы включить управление включением / отключение, регулировку по скользящей шкале и навигацию по меню по ощущениям и звуку?
Это точное решение, предлагаемое поверхностно-тактильной технологией, и оно может обеспечить практически бесконечную палитру тактильных текстур, воспроизводимых на стандартном покровном стекле дисплея, а также на других материалах. Текстуры могут быть легко и точно согласованы по времени и месту с сенсорным датчиком дисплея, его графикой и аудиоконтентом. Поскольку это твердотельная тактильная технология, в ней нет движущихся частей, а сам дисплей остается неподвижным.
Электроадгезия и программно-определяемая текстура
Эта уникальная технология работает по принципу электроадгезии. Одним из способов реализации технологии является управление напряжением на наборе проводящих электродов, которые могут быть прозрачными для приложений отображения с помощью ITO (оксид индия и олова; тот же материал, что используется в сенсорном экране). Эти тактильные электроды располагаются на поверхности стекла сенсорной панели (рисунок ниже). Трение, которое возникает естественным образом при движении пальца по гладкому стеклу, теперь можно усилить и отрегулировать, чтобы создать ощущение различных текстур.

Технология на основе электроадгезии обеспечивает конечный контроль над ощущением прикосновения к поверхности. Внешний вид, ощущение и даже звук, который издает палец при скольжении по поверхности, можно запрограммировать с помощью программного обеспечения, в том числе ощущение щелчка тумблера, щелчка диска и любой диапазон текстур от зернистой до мелкой.
Текстуры и эффекты задуманы как изображения, которые могут быть связаны с графическим изображением (рисунок ниже). Программное обеспечение автоматически преобразует изображение, созданное дизайнером, в код, выполняемый в контроллере сенсорного экрана, так что изображение отображается как текстура на поверхности экрана.

Новый мир возможностей в интерактивном дизайне
Поскольку поверхностно-тактильная технология настраивается почти бесконечно, разработчики пользовательского интерфейса и взаимодействия могут переосмыслить пользовательский интерфейс в салоне автомобиля, сделав пальцы, а не глаза, основным вектором управления, ввода и обратной связи. Это позволяет водителю сосредоточиться на дороге.
В отличие от вибротактильных ощущений, поверхностные тактильные ощущения могут быть реализованы на автомобильном дисплее любого размера и формы и на различных поверхностях, включая дерево, пластик и керамику. Эффекты легко настраиваются и изменяются под конкретного пользователя для обеспечения тактильного ощущения, которое может отражать уникальные характеристики бренда и сочетаться с вибрацией и звуком для создания более целостного опыта.
Дизайнеры автомобилей теперь имеют творческую свободу для реализации тактильного брендинга, при котором текстуры и тактильные эффекты на нескольких поверхностях в салоне — от дисплея до дверных ручек — могут иметь свой собственный тактильный фирменный знак. Благодаря такой хорошо программируемой платформе производитель может создавать новые эффекты с обновлениями по беспроводной сети и даже позволять конечному пользователю настраивать тактильные эффекты.
Теперь видение дизайнера изящного пользовательского интерфейса на основе сенсорного экрана для всего в автомобиле может быть реализовано без риска для безопасности. И в некотором смысле это уникально для каждого бренда, поскольку связано с первичной реакцией человека на прикосновение и текстуру.
Оставьте комментарий